Истина одна - православный сайт
Суббота, 16.12.2017, 20:50
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Вратарница

Меню сайта

Категории раздела
в январе [39]
в феврале [40]
в марте [35]
в апреле [38]
в мае [42]
в июне [44]
в июле [42]
в августе [39]
в сентябре [34]
в октябре [35]
в ноябре [32]
в декабре [34]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17

Видео

Оплаченная реклама

Статистика
Яндекс.Метрика
Besucherzahler
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталоги
Каталог webplus.info
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ Джерело Маранафа: Библия, чат, христианский форум, знакомства, каталог сайтов. Рейтинг@Mail.ru

Истина одна » Жития святых » Православные праздники » в ноябре

Православные праздники 3 ноября (21 октября по ст.ст.)
31.10.2015, 08:02

Православные праздники 3 ноября

Преподобный Иларион Великий

Преподобный Иларион ВеликийРодился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января по ст.ст.), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371-372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе.

 

Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского

В болгарский город Тырнов состоялось в 1206 году. До этого события тело святителя покоилось в городе Меглине. Святитель Иларион получил хорошее христианское воспитание. На 18-м году жизни он оставил мир и ушел в монастырь, где вскоре за добродетельную и строгую жизнь был избран настоятелем. Заботясь о спасении вверенных ему душ, он неустанно призывал иноков не терять дорогого времени, предназначенного для спасения. Особенно настойчиво искоренял Иларион пьянство. В 1134 году он был рукоположен во епископа Меглинского. В это время в Болгарии распространилась богомильская ересь. Еретики придерживались ложного учения, по которому добро и зло являются самостоятельными началами, между которыми происходит борьба. Святитель Иларион с апостольской ревностью и усердной молитвой встал на борьбу с лжеучением. Он неутомимо обличал ересь богомилов, снимая с них лицемерную личину благочестия. Опровергая учение еретиков, святитель говорил: "Вы вовсе не христиане, ибо враждуете против Креста Христа Спасителя, не признаете Бога Единаго, поносите древнее Откровение (Ветхий Завет), чтимое христианами. Простых людей вы обманываете лицемерной кротостью, а исполнены гордости. Не может быть истинного благочестия в тех, кто не признает в себе сердечной порчи и не испрашивает благодати Божией молитвой и смирением. Злые мысли, зависть, тщеславие, суетность, коварство, ложь – не дело злого вещества в человеке и не побеждаются постом. Они плод самолюбия и потому требуют для искоренения духовных подвигов".

Многие еретики после святительского назидания оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Так же неутомимо и успешно боролся святитель Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян-монофизитов, признававших во Христе только одну природу. Преставился святитель в 1164 году.

 

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. "Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, – рассказывает преподобный Нестор Летописец. – Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу..." Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто "муж книжный", но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – "Слово о законе и благодати". Содержание его глубоко и многосторонне. В центре "Слова" – учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский († 1074) ходил на "жидовский конец" в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в "Киево-Печерском патерике". Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу "о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших". Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого "Слова", – прославление апостольского подвига святого князя Владимира.

Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон – лишь предтеча и слуга благодати и истины. Истина и благодать – лишь слуги будущего века и жизни истинной. Так же учит святитель Иларион о преемственности Церкви: "Моисей и пророки о Христовом пришествии поведали, что Христос же и апостолы Его о Воскресении и о будущем веке". С момента, как пришел в мир Спаситель, Ветхий (прежний) Завет человека с Богом утратил силу. Богословскими символами Ветхого и Нового Заветов служат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама – свободной Сарры и рабыни Агари. "Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу. Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон – при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю, – и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит".

Радость о Христе преисполняет святого проповедника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских племен. "Христова благодать всю землю исполнила" и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относился и русский народ. "Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового – учения благодати в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение, в новые мехи, новые народы". Так вера благодатная "по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи – отринуты". Русские православные отныне "не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам в жертву (см. память варягов-мучеников 12 июля по ст.ст.), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал – и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести". Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли свершил святой князь Владимир (память 15 июля по ст.ст.), "подойник святому равноапостольному Константину", который "заповедал по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно и громогласно во всех градех славить Святую Троицу и всем быть христианами – малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим". С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: "Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли".

"Слово о законе и благодати" – первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. "Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший: ибо тобою обожились и жизнь Христову познали". Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское "Исповедание", ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К "Слову о законе и благодати" в рукописях присоединяется обычно "Молитва святого Илариона". Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, чрез которые он будет проезжать, читать молитву "творение митрополита Илариона Русского". Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября по ст.ст.) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

 

Преподобный Иларион, схимник Печерский

Строгий аскет, был сподвижником и учеником преподобного Феодосия († 1074; память 3 мая по ст.ст.). Подражая своему учителю, преподобный Иларион дни и ночи со слезами молился Богу, соблюдая строгий пост. Современники знали его как книгописателя, который днем и ночью трудился пад переписыванием книг в келлии преподобного Феодосия. В это время наставник пел псалмы и прял шерсть. Преподобный Иларион подвизался в ХI веке. Преподобный погребен в Дальних пещерах. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

 

Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский

Сведения о нем помещены 28 марта по ст.ст..

 

Преподобные Феофил и Иаков Омучские

Подвизались на острове Коневце вместе с преподобным Арсением (память 12 июня по ст.ст.). В 1396 году на реке Омуче в Псковской епархии, недалеко от города Порхова, святые Феофил и Иаков основали пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Кончина их последовала около 1412 года.

 

Святые мученики Дасий, Гаий и Зотик

Преподобные приняли мученическую кончину в 303 году, при императоре Диоклитиане (284-305), за разрушение идольского капища. После истязаний святых мучеников утопили в море.

 

Преподобный Филофей

Был родом из Елатии. Опасаясь турок, его родители перебрались в Македонию, в Хрисополь, где вскоре скончался отец преподобного. Дитя Филофей вместе с братом, похищенные турками и брошенные в темницу, были выведены чудесным образом Самой Божией Матерью. Она явилась детям в образе их матери и проводила в монастырь Пресвятой Богородицы города Неаполя в Малой Азии. В этом монастыре братья приняли пострижение и проходили назначенное игуменом послушание в должности экклесиархов. Мать Филофея, Евдокия, по тайному водительству Промысла, удалилась в женский монастырь в том же городе, уже многие годы совершенно ничего не зная о судьбе своих детей. Во время храмового праздника, будучи вместе с несколькими монахинями в мужской обители, где подвизался преподобный, Евдокия узнала своих детей. На ее вопрос, как они здесь оказались, дети отвечали: "Ты сама лучше знаешь, не ты ли, освободив нас из тюрьмы, привела сюда?" Так Евдокия убедилась в благодатном предстательстве Божией Матери, в молитвах к Которой она только и находила утешение. На радостную встречу матери с детьми собралась вся братия и, узнав о чудесном происшествии, прославляла Господа. По преставлении матери, преподобный Филофей отбыл на Святую Гору, где сначала вступил в братство Дионисиатского монастыря, а потом удалился на полное безмолвие. Посвятив себя молитвенным подвигам, преподобный Филофей достиг высокого духовного совершенства и удостоился дара прозорливости. В возрасте восьмидесяти четырех лет преподобный мирно отошел ко Господу, повелев своим ученикам не погребать его тело, а бросить с бесчестием в лесу на съедение зверям и птицам. Ученики исполнили завещание старца, однако Господь прославил чудесным сиянием мощи святого, после чего они были возвращены в обитель.

Категория: в ноябре | Добавил: Admin | Теги: Преподобный Иларион Великий, Иларион схимник Печерский, Православные праздники в ноябре, Преподобный Филофей, Иларион митрополит Киевский
Просмотров: 452 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Похожие статьи:
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт


Статьи

Поиск

Новые поступления

     Копирование материала разрешено, только с активной ссылкой на сайт
               Copyright MyCorp © 2017