Перенесение мощей святых страстотерпцев, князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля по ст.ст.) и Глеба († 1015; память 5 (18) сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа. Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин. 7, 14-36).
Родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.
Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников.
Святой священномученик Ефрем родился 14 сентября 1384 года. Ещё в раннем детстве он остался без отца, и его воспитание взяла на себя его благочестивая мать.
По Промыслу Божию святой Ефрем, будучи в возрасте 14 лет, покидает родной дом и отправляется в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы на горе Амумнон, то есть "Непорочных", недалеко от селения Неа Макри.
То, что Господь направил стопы святого Ефрема на гору Непорочных, не случайно. Согласно Преданию, в 10-11 веках гора Амумнон процветала от множества находившихся на ней отшельников. Завидуя равноангельскому житию иноков, многие дворяне, даже царские особы, оставляли удовольствия сего мира, принимали монашество и поселялись на горе Непорочных.
Пасха – главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти Иисуса Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть Иисуса Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев – прообраз Иисуса Христа, почему в Св. Писании Иисус Христос называется агнцем Божьим, ангцем пасхальным. Пасхой (1 Кор. 5, 7, Исх. 12, 46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которые даже самое название Пасхи производят не от еврейского Pesakh, Pasakh (арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от греч. pascein – страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней).