Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, бывает за неделю до Пасхи. Праздник этот установлен в память торжественного входа Господня в Иерусалим за шесть дней до Пасхи на вольные страдания за грехи мира (Мф. 21, 1-11; Мк. 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19). Народ встречал Господа, как царя, с зелеными ветками, "ваиями", и с криками: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" (Мф. 21, 9). Подобно сему и мы в этот великий праздник держим в руках вербы – "ваии" – с возженными свечами – "знамение победы", и взываем Господу, как Победителю ада и смерти: "Осанна, Бог Господь, и явися нам".
От обычая употреблять в этот праздник ваии (пальмовые ветки) он и называется "Неделею Ваий" – а в просторечии – "Вербным Воскресеньем" по замене у нас ваий вербою, как ранее других древесных ветвей дающей почку.
В субботу пред неделею Ваий (Лазарева суббота) св. Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Лазаря (Ин. 11), как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и удостоверение в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника: "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…"
Текст приводится по изданию: Краткие жития святых на весь год. М.: Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь, б. г. (Репринт.). С. 280-281.
Вход Господень в Иерусалим, событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о Себе как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко ценилось на Востоке. Вход Господень в Иерусалим произошел 9 нисана. Ученики, чтобы выразить свое высокое почтение Учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие двинулось через гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117 псалма): "Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!" (Мф. 21, 9). Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и громко зарыдал (εκλαυσεν, по выражению евангелистов) при мысли о гибели, ожидающей город (Лк. 19, 41–44). Торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель! запрети ученикам Твоим". Христос, пользуясь обычным в иудейской литературе выражением, отвечал им: "если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествие приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был необычайным волнением. "Кто Сей?" – спрашивали жители, и приверженцы Христа восторженно отвечали: "Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского". По обычаю, Христос направился к храму, и там дети, вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: "Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание на это, то Он отвечал им: "Разве вы никогда не читали: "из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу" (Пс. 8, 3)"? (Мф. 21: 16). Событие это празднуется в т.н. Вербное Воскресенье.
См. Иннокентий, Последние дни жизни Иисуса Христа; Фаррар, Жизнь Иисуса Христа; Дидон, Иисус Христос.
А. П. Лопухин.
|